Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире, характеризующемся динамичными изменениями в экономике, технологиях и социальной структуре, воспитание личности будущего профессионала становится одной из ключевых задач образовательных учреждений. Актуальность данной темы обусловлена необходимостью подготовки специалистов, способных не только выполнять профессиональные функции, но и адаптироваться к быстро меняющимся условиям, взаимодействовать с различными социальными группами и принимать ответственные решения. В этом контексте социально-психологический аспект воспитания играет важную роль, так как он включает в себя формирование не только профессиональных навыков, но и личностных качеств, необходимых для успешной деятельности в обществе.
Современные требования к профессионалам выходят за рамки традиционных знаний и умений. Работодатели все чаще акцентируют внимание на таких качествах, как коммуникабельность, способность к командной работе, критическое мышление и эмоциональный интеллект. Эти характеристики становятся важными не только для достижения успеха в карьере, но и для обеспечения гармоничного взаимодействия в коллективе и с клиентами. В связи с этим, образовательные учреждения должны не только передавать знания, но и активно формировать у студентов социальные и личностные навыки, что подчеркивает актуальность исследования социально-психологического контекста воспитания.
Социально-психологический контекст воспитания включает в себя множество факторов, таких как культурные, экономические и социальные условия, в которых происходит обучение. Важно учитывать, что личность формируется под воздействием окружающей среды, и именно социальные взаимодействия играют ключевую роль в этом процессе. Воспитание будущего профессионала должно быть направлено на развитие его способности к саморегуляции, пониманию и принятию других людей, а также на формирование социальной ответственности. Это требует от образовательных учреждений внедрения инновационных подходов и методик, которые способствуют развитию этих качеств.
Таким образом, социально-психологический контекст воспитания личности будущего профессионала является актуальной и многогранной темой, требующей комплексного подхода.
Объект исследования: процесс воспитания будущего профессионала.
Предмет исследования: социально - психологический контекст при воспитании будущего профессионала.
Цель исследования: проанализировать влияние социально-психологического контекста на воспитание личности будущего профессионала.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть определение социально-психологического контекста воспитания личности.
2. Определить влияние социально-психологического контекста на воспитание личности будущего профессионала.
3. Провести эмпирическое исследование влияния социально-психологического контекста на воспитание личности будущего профессионала.
4. Проанализировать полученные результаты.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, сравнение, обобщение, классификация, анкетирование, наблюдение.
База исследования:
Структура работы: курсовая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНТЕКСТА ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛА
1.1 Определение социально-психологического контекста воспитания личности
Социально-психологический контекст воспитания личности представляет собой комплекс различных социальных факторов и условий, которые непосредственно или опосредованно влияют на поведение и деятельность человека на всех этапах его развития.
Л. С. Выготский подчеркивал, что социальный контекст, в своем широком смысле представляет собой развивающую среду и социокультурное пространство, в котором происходит процесс формирования личности. Этот процесс может протекать как стихийно, так и с различной степенью организации. Л. С. Выготский рассматривал социализацию как ключевой аспект развития личности, в рамках которого индивид взаимодействует с окружающими, усваивает культурные нормы и ценности, а также развивает свои способности. Таким образом, социальный контекст не просто окружение, а активный фактор, способствующий росту и развитию человека на протяжении всей его жизни [5, с. 123].
Как подчеркивал А. В. Мудрик, социализация человека происходит через взаимодействие с разнообразными факторами, группами, организациями и агентами. Этот процесс, включает в себя не только формальные структуры, такие как образовательные учреждения и трудовые коллективы, но и неформальные связи, такие как дружеские отношения и семейные узы. Качество и характер этих взаимодействий играют ключевую роль в развитии и саморазвитии личности. Важно отметить, что успешная социализация способствует не только усвоению социальных норм и ценностей, но и формированию индивидуальных качеств, таких как уверенность в себе, способность к сотрудничеству и критическому мышлению. Таким образом, от того, как именно происходит социализация, зависит не только общественное функционирование индивида, но и его личностный рост и самореализация [14, с. 99].
М. И. Рожков и его ученики рассматривали социальное воспитание как важный инструмент для создания пространства, в котором может быть реализован личностный потенциал каждого человека. Они подчеркивали, что социальное воспитание не ограничивается лишь передачей знаний и навыков; оно включает в себя формирование условий, способствующих развитию социальных связей, сотрудничества и взаимопонимания. Главной целью этого процесса они определяли формирование социальности как интегративного личностного качества, которое позволяет человеку успешно адаптироваться в обществе и активно участвовать в его жизни.
Социальность, в свою очередь, включает в себя такие аспекты, как умение работать в команде, уважение к другим, способность к эмпатии и пониманию социальных норм. Это качество является основой для гармоничного взаимодействия с окружающими и способствует не только личностному развитию, но и укреплению социальных связей в обществе. Таким образом, социальное воспитание становится ключевым фактором в формировании ответственного и активного гражданина, способного внести позитивный вклад в развитие своего окружения [16, с. 78].
По мнению В. И. Курбатова социальное воспитание это целенаправленный процесс, направленный на формирование социально значимых качеств личности, которые необходимы для её успешной социализации. Он подчеркивал, что этот процесс не является случайным или стихийным; напротив, он требует системного подхода и внимательного планирования. Социальное воспитание охватывает широкий спектр аспектов, включая развитие навыков общения, умение работать в команде, а также формирование уважения к другим и понимания социальных норм.
Так же В. И. Курбатов акцентировал внимание на том, что именно эти качества способствуют гармоничному взаимодействию индивида с окружающим миром и помогают ему адаптироваться в различных социальных контекстах. В результате, социальное воспитание играет ключевую роль в подготовке человека к активной жизни в обществе, обеспечивая не только его личностное развитие, но и успешное взаимодействие с другими людьми [21, с. 101].
Некоторые аспекты социально-психологического контекста воспитания:
1. Общение. Психологически правильное воспитание основывается на продуманном и научно обоснованном общении между людьми. Это общение должно быть направлено на развитие каждого индивида как личности, учитывая его уникальные потребности и особенности. Эффективное взаимодействие способствует не только передаче знаний, но и формированию эмоциональной связи, что является важным для формирования уверенности и самооценки.
2. Коллектив. Развитие личности неразрывно связано с развитием коллектива, в котором она находится. Уровень развития коллектива, его структура и межличностные отношения оказывают значительное влияние на индивидуальное развитие. Поддерживающая и гармоничная атмосфера в коллективе способствует формированию навыков сотрудничества, взаимопомощи и ответственности, что является основой для успешной социализации.
3. Семья. В процессе близких отношений с родителями, братьями, сёстрами, дедушками и бабушками у ребёнка с первых дней жизни начинает формироваться структура личности. Семья играет ключевую роль в воспитании, предоставляя эмоциональную поддержку и образцы поведения. Именно в семейной среде ребёнок учится основам общения, уважения и любви, что в дальнейшем влияет на его отношения с окружающими [5, с. 90].
Социально-психологический контекст воспитания личности представляет собой совокупность факторов и условий, которые влияют на формирование и развитие индивида в процессе его социализации. Этот контекст, включает в себя взаимодействие между различными социальными институтами, такими как семья, образовательные учреждения и коллективы, а также динамику межличностных отношений, которые складываются в этих группах. Важнейшими аспектами являются общение, которое должно быть продуманным и научно обоснованным, способствующим развитию каждого человека как уникальной личности, и коллектив, уровень развития которого влияет на индивидуальное развитие и формирование социальных навыков. Семья, как первичный социальный институт, играет ключевую роль в формировании личности, обеспечивая эмоциональную поддержку и образцы поведения [8, с. 121].
Таким образом, социально-психологический контекст воспитания личности охватывает множество взаимосвязанных элементов, которые в совокупности создают условия для гармоничного и всестороннего развития индивида в обществе.
1.2 Влияние социально-психологического контекста на воспитание личности будущего профессионала
Социально-психологический контекст играет важную роль в формировании личности будущего профессионала. Этот процесс охватывает как объективные факторы, такие как престиж профессии, и её конкурентоспособность в обществе, так и субъективные аспекты, включая отношение человека к своей профессии и к себе как специалисту, а также уровень выраженности его профессиональных способностей и другие характеристики.
В. А. Сластенин подчеркивает, что процесс становления человека как субъекта профессиональной деятельности осуществляется через интериоризацию внешних регуляторов, таких как профессиональные нормы и принципы, в область внутреннего опыта. В результате этого процесса формируется система профессиональных ценностных ориентаций и субъектная позиция будущего специалиста [20, с. 13].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Автонюк В.И., Зотова О.И., Моченов Г.А., Шорохова Е.В. Проблема социально-психологического климата в советской социальной психологии. – В кн.: Социально-психологический климат коллектива. – М.: «Наука», 2019. – с. 5-25.
2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; под ред. Г.М. Андреевой. – 6-е изд. Стереотип. – М.: Академия, 2018. – 89 с.
3. Бодалева А.А., Деркач А.А., Лаптева Л.Г. Рабочая книга практического психолога. / А.А. Бодалева. – М.: Издательство института Психотерапии. 2013. 640 с.
4. Божович, Л. И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической, личности / Л. И. Божович // Психология формирования и развития личности / АН СССР, Ин-т психологии; под ред. Л. И. Анцыферовой. – М., 2020. – С. 257-284.
5. Выготский Л. С. Психология / Л. С. Выготский. – М.: Апрель пресс: ЭксмоПресс, 2020. – 1008 с.
6. Емельянов, Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю. Н. Емельянов; ЛГУ им. А. А. Жданова. – Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1985. – 166 с.
7. Зеер, Е. Ф. Кризисы профессионального становления личности / Е. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк // Психологический журнал. – 2021. – Т. 18, № 6. – С. 35-44.
8. Качанов, Ю. Л. Семантические пространства социальной идентичности. Социальная идентичность / Ю. Л. Качанов, Н. А. Шматко // Социальная идентификация личности : годич. отчет за 1993 г. по разд. подпрограммы «Человек в кризис. обществе» общеинститут. прогр. «Альтернативы социал. преобразований в рос. о-ве» (руководитель В. А. Ядов) : [сб. ст.] / Рос. АН, Ин-т социол. – М., 2023. – С. 47-68.
9. Климов, Е. А. Психология профессионала : избр. психол. тр. / Е. А. Климов ; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. – М. : Моск. психол.-соц. ин-т ; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 1996. – 398 с.
10. Коваль Н. А. Духовность в системе профессионального становления специалиста: диссертация ... доктора психологических наук : 19.00.13. - Москва, 1997. - 464 с.
11. Краснорядцева, О. М. Особенности профессионального мышления в условиях психодиагностической деятельности : учеб. пособие / О. М. Краснорядцева. – Барнаул : Изд-во БГПУ, 2020. – 112 с.
12. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. – М. : Междунар. гуманит. фонд «Знание», 2019. – 308 с.
13. Маркова, А.К. Психология усвоения языка как средства общения: методические рекомендации / А.К. Маркова. – Москва: Педагогика, 2019. – 239 с.
14. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику: учеб. пособие / А.В. Мудрик. Ч.1. - Пенза, 1994. - 77 с.
15. Орлов, Ю. М. Самопознание и самовоспитание характера : беседы психолога со старшеклассниками : кн. для учащихся / Ю. М. Орлов. – М.: Просвещение, 2022. – 223 с.
16. Рожков М.И. Теория и методика воспитания: учебник и практикум для вузов / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. 2-е изд., перераб. и доп. − Москва: Издательство Юрайт, 2021 - 330 с.
17. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн ; Акад. пед. наук СССР, АН СССР, Ин-т психологии. – 2-е изд. – М. : Педагогика, 1976. – 416 с.
18. Самыгин С. И., Кротов Д. В., Столяренко Л. Д. Психология. Учебное пособие. — М.: Феникс. 2020. 280 с.
19. Семенова Л.Э. Социальная психология: Учебно-методическое пособие. Саратов: Вузовское образование, 2015. 123 с.
20. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаева, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 576 с.
21. Социальная работа/ Под общ. ред. проф. В.И. Курбатова. Учебное пособие. – 4-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2023 – 678 с.
22. Чеснокова, И. И. Самосознание саморегуляция, самодетерминация личности / И. И. Чеснокова // Проблемы психологии личности : сов.- фин. симп. : сб. / под ред. Е. В. Шороховой. – М., 1982. – С. 121-126.
23. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани ; пер. с англ. В. Б. Ольшанского. – М.: Прогресс, 2018. – 544 с.